Распечатать страницу

Новый ученик в классе

М.В. Кулакова,
консультант информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования"

 

Жизнь так устроена, что детям порой приходится менять место жительства и вследствие этого учебное заведение по независящим от них причинам. Некоторым школьникам довольно сложно адаптироваться к новым условиям и заводить новых друзей. В этом им должен помочь классный руководитель, родители и учащиеся того класса, где они будут продолжать свое обучение.

Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. "Мученик" проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один-два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике. В результате новенький либо становится изгоем, либо "вливается" в общую тусовку. Многое зависит от личностных качеств пришедшего, его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации. Как известно, коллектив, сплотившийся за несколько лет совместного обучения, не сразу примет в себя "инородное тело". Сначала новенькому придется несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляя, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус "белой вороны", либо с самых первых дней старается стать "своим в доску", либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного руководителя необходимо.

В любом случае новому человеку сложно адаптироваться в незнакомом коллективе, даже если он избрал для себя бравадное поведение в качестве защитной реакции. Роль классного руководителя в этом случае – провести беседы: индивидуальную – с новичком и групповую – с классом. В разговоре с новеньким стоит рассказать о системе работы, о досуговой деятельности ребят, о порядках школьного процесса и кратко дать характеристику класса. Заранее следует предупредить, что взаимоотношения в коллективе не идеальные, поэтому при возникновении каких-либо проблем всегда можно обратиться к вам за советом. Причем классный руководитель гарантирует неразглашение такой беседы.

Необходимо нацелить новенького на плодотворную учебу, дружелюбность и коммуникабельность по отношению к будущим "коллегам" по учебе, а также сделать акцент на том, что любая ситуация всегда разрешима!

Классу же стоит представить новичка, сказать о нем несколько хороших слов, попросить всех его "любить и жаловать". Затем желательно понаблюдать со стороны, как развиваются взаимоотношения между учениками, постараться вовремя пресечь "дедовщину".

Есть очень хороший тренинг, который можно провести с ребятами после занятий. Много времени он не занимает.

Все ученики берут стулья и садятся в круг, в т. ч. и вновь пришедший, который в нескольких словах рассказывает о себе, свою биографию и историю, как он попал в эту школу. Буквально несколько слов. Затем по кругу каждый из учеников называет свое имя и говорит ему слова поддержки. Причем повторяться категорически запрещается. В данной ситуации необходимо проследить, чтобы каждый говорил максимально искренне, ирония – недопустима. После этого новичку все пожимают руку, как бы принимая его в свои ряды. На следующий день новенькому будет немного легче ориентироваться и привыкать к новым условиям.

Скорее всего, первое время новенький не будет проявлять особой активности, и стоит дать ему возможность акклиматизироваться перед тем, как вовлекать в работу на уроках.

Требуется проследить, чтобы новый ученик не стал "белой вороной", для этого необходимо не только наблюдение за данным объектом, но и разъяснительная беседа с классом, если есть предпосылки к этому. Так же стоит помнить, что совместная деятельность способствует сплочению коллектива, в т. ч. и такая, как совместная уборка класса после уроков.

Новенького желательно расспросить о его интересах, досуговой деятельности, стремлениях, о "любимых" и "нелюбимых" школьных предметах. Можно использовать анкетирование всего класса с целью определения интересов и увлечений каждого ученика. Затем сравнить полученные результаты с анкетой новичка и выявить учеников, разделяющих увлечения вновь прибывшего. Таким образом, можно способствовать более близкому знакомству и дружбе на основе общих интересов отдельных учеников.

Анкета должна включать в себя не более десяти-пятнадцати вопросов, чтобы отвечать на них было не утомительно. Можно поделить анкету на две части: одну озаглавить "Свободное время", а другую – "Учебное время". Для первой части характерны будут такие вопросы, как:

  • "Какое у тебя хобби?"
  • "Какие книги ты читаешь кроме обязательной литературы?"
  • "Какие смотришь фильмы? Перечисли названия".
  • "Интересуешься ли ты музыкой?" и т. п.

А во второй части – вопросы такого плана:

  • "Какой предмет по школьной программе тебе наиболее интересен?"
  • "Что ты предпочитаешь делать на переменах?"
  • "Тебе больше нравятся гуманитарные или технические науки?" и т. п.

Также на основе результатов анкетирования можно сопоставить интересы новичка и остальных учеников и организовать мероприятие. Например, это может быть поход в кино или музей. Желательно, чтобы новенький ориентировался в выбранной теме мероприятия (например, если он увлекается живописью, можно сводить весь класс в Пушкинский музей). Чувствуя себя "в своей стихии" новый ученик может рассказать остальным что-нибудь интересное о той или иной картине или скульптуре (сам или по просьбе классного руководителя). Таким образом, этим ребенком заинтересуется если и не весь класс, то хотя бы отдельная группа ребят.

Беседа с родителями новичка отнюдь не помешает, даже если его внедрение в коллектив проходит вполне успешно. Родители должны рассказать, как учился ребенок в предыдущей школе, были ли у него проблемы в общении со сверстниками, какие у него интересы и т. п.

По статистике статус "новичка" держится примерно от 2–3 недель до полугода, тут многое зависит от адаптационных качеств человека. Бывает, что сам ученик не желает сближаться с коллективом и держится особняком. В этом случае ему, возможно, необходима консультация психолога, чтобы выявить причину такого поведения, в основе которого могут быть разнообразные комплексы и страхи. Психолог может провести тестирование ребенка с использованием разнообразных рисуночных методик: "Дом, дерево, человек", "Несуществующее животное", "Триптих", "Моя семья" и др.

Получается, что один человек легко привыкает к новым условиям, а другой – нет. Существует мнение, что чем меньше ребенок, тем легче ему адаптироваться. Хотя это бывает не совсем так. Всегда и везде, практически в любом классе обязательно найдется свой "вышибала", которому может не прийтись по душе "новый член общества". В таком случае следует особо побеседовать с лидерами класса, попросить взглянуть на себя глазами новичка, дать им задание ввести его в курс дела и "подтянуть" по школьной программе. Как правило, младшие школьники способны быстро сменить гнев на милость и взять вновь прибывшего под свою "опеку".

Активное привлечение к сотрудничеству всего класса, родителей ученика и психолога смогут ускорить адаптацию новичка в классе и способствовать раскрытию его способностей и потенциала.

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться


Если вас заинтересовал конкретный номер журнала "Справочник классного руководителя" из архива, напишите нам на электронную почту KLASS@MCFR.RU. В случае наличия номера на складе, мы поможем вам оформить заказ.

Наши издания